О защите правового статуса педагога

Совместное письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» было подготовлено в целях актуализации модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки России от 6 февраля 2014 г. №09-148 «О направлении материалов»), а также разъяснения всем участникам образовательных отношений, что в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Одновременно с этим есть рекомендуемое Высшей Школой Экономики «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», которое призвано разрешать множественные возникающие ситуации между учащимися, педагогами, родителями, администрацией и органами Управления образования на местах. Данный механизм позволяет решать конфликты, локально, не позволяя им выходить за рамки образовательного учреждения и муниципалитета.

Дополнение «Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников» нормой статьи ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» позволяет определить законодательные границы прав участников образовательных отношений.

Смысл и идея принятия двух положений, как взаимосвязанных документов, заключается в закреплении обязанностей сторон урегулировать споры путем обращения в компетентную комиссию, созданную из представителей всех сторон участников отношений. В комиссию вправе обратиться родитель (законный представитель), педагогический работник, учащийся, правовой инспектор труда организации Профсоюза, директор. Также предусмотрен механизм рассмотрения жалоб, поступивших напрямую в органы исполнительной власти.

Ожидаемые результаты принятия положений, с учетом рассмотрения и согласования Советом родителей, Управляющим советом учреждения, Первичной профсоюзной организацией — заключаются в правовом закреплении механизма разрешения споров и претензий сторон, защищая тем самым участников образовательных отношений от возможной искаженной огласки средствами массовой информации или нарушения прав участников образовательных отношений путем применения административного-психологического давления. Тем самым защита прав педагога будет обеспечиваться не отдельным законом на федеральном уровне, а участниками образовательных отношений каждой школы.

Принятие отдельного закона о защите чести и достоинства педагогического работника обсуждается уже более 7 лет, много выступлений проводится в Государственной Думе, в заседаниях комиссий всех уровней, но до сих пор такой закон не могут принять, а лишь ограничиваются внесениями дополнений в КоАП РФ, в закон 273-ФЗ «Об образовании», в ТК РФ. Нельзя заставить общество, например, с 1 декабря 2024 года начать «уважать педагога» и запретить определенный перечень действий. Это проблема общества и решать ее необходимо «снизу».