Избыточная отчетность, ВПР, мнение Министра Просвещения РФ

Дорогие коллеги предлагаем Вам обратить внимание на статью издания “Известия”.

Источник: https://iz.ru/1231959/sergei-gurianov/otchetnaia-rabota-kak-spasti-uchitelei-ot-biurokratii

Речь идет о проблеме Избыточной отчетности учителей, источниках этой нагрузки и примерах решения этой проблемы на местах.

Выдержки из статьи:

Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал, что направил главам регионов письмо с рекомендацией систематизировать контрольные работы в школах и снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Разговоры об этом велись уже давно, однако как это реализовать, до сих пор было непонятно. «Известия» вместе с Минпросвещения и учителями разбирались, как защитить школу от излишней отчетности.
О непродуманности Всероссийских проверочных работ высказалась и Людмила Дудова, которая заметила, что учителя, вместо того чтобы разбирать и исправлять ошибки, допущенные учениками во время выполнения ВПР, вынуждены писать по ним многостраничные отчеты.

Я подписал письмо на имя руководителей регионов, в котором мы дали настойчивые рекомендации, что нужно систематизировать контрольные работы, — сообщил Кравцов в начале этой недели. Таким образом Минпросвещения выполняет поручение, данное президентом в преддверии Дня учителя, который традиционно отметили 5 октября.

По его словам, уменьшить число контрольных в школах можно за счет Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые могут заменить региональные и муниципальные мониторинги и срезы знаний.

Кравцов добавил, что субъектам Федерации также рекомендовано снизить отчетность для педагогов — в частности, была высказана однозначная позиция министерства относительно того, что не нужно дублировать ведение классного журнала: если ведется его бумажный вариант, не нужно заполнять электронный, и наоборот.

В Министерстве просвещения «Известиям» рассказали, что в письме министра говорится про двойную работу по заполнению журналов и дневников в бумажном и электронном виде, а также про дублирование контрольных работ в классах по предметам, по которым проводятся проверочные работы.

— Обращаем внимание, что вопрос снижения бумажной нагрузки стоит на особом контроле министерства, — сообщили в пресс-службе. — Так, в декабре 2020 года министерством совместно с Рособрнадзором подготовлен перечень документов, который определяет список отчетной документации, в разработке которой принимают участие администрации школ совместно с учителями или их разработка возлагается на учителей или соответствующих специалистов.

Однако даже без ВПР бумажной работы у учителей очень много. И касаются эти отчеты не только учебного процесса, но и административной работы, которую они вынуждены выполнять.

— Снижение отчетности зависит не столько от Минпросвещения, которое как раз предприняло определенные шаги в этом направлении, а от того, что в образовательную организацию поступают запросы на всякого рода справки, отчеты, таблицы, анализы от самых разных ведомств, — говорит Людмила Дудова. — И всё это спускается до педагога, которому приходится составлять списки социально неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Она отметила, что как раз запросов, идущих в школу от системы образования, значительно меньше, чем от остальных ведомств.

— И запросы эти дублируют друг друга, — говорит Дудова. — Хотя мы и перешли на электронный документооборот и, казалось бы, какую-то информацию ведомства могут получить самостоятельно, не обращаясь в школы, однако эти запросы льются как из рога изобилия, спускаясь до уровня учителя.

Она отметила, что можно было бы систематизировать, в каких случаях и какое ведомство может обращаться в школу, однако сложно запретить, например, органам опеки, запрашивать необходимую информацию у образовательного учреждения. И в этой ситуации, считает она, могла бы помочь единая база данных, откуда ведомства получали бы информацию без лишних запросов в школу.

Впрочем, подобные проблемы есть не везде. Руководитель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова замечает, что в школах Москвы не сталкивалась с какой-либо избыточной отчетностью.

— Я не понимаю, о какой отчетности идет речь, — сказала она «Известиям». — В Москве учителя ведут журнал московской электронной школы, календарь тематического планирования, но это всегда делалось. Я курирую учителей различных предметов, сама преподаю, бываю в школах и не вижу, чтобы учителя вели какую-то излишнюю отчетность.

По ее словам, есть отчеты, которые делают педагоги, но это необходимость, — например, заполнить данные о том, какой ученик из какого класса будет участвовать в предметной олимпиаде. Также она замечает, что нет ничего плохого в том, что учителя контролируют посещаемость детей, потому что, во-первых, это позволяет выявить какие-то проблемы, во-вторых, так было всегда — раньше классные руководители даже по домам ходили.

— Да, есть отчеты, необходимые для выплаты стимулирующей части оплаты труда, — говорит Морозова. — Но это отчет за год — педагог должен заполнить табличку, чтобы получить доплату. В аттестации на высшую категорию отчетность дошла до автоматизации. Нет чего-то такого, от чего надо избавить педагогов, по крайней мере в Москве. И я не вижу жалоб в ассоциацию по этому поводу в последнее время.

Она признала, что педагоги загружены, но не отчетностью, а образовательной деятельностью, так как растут требования к проведению современного урока.